Поиск по сайту

Горячие новости

05.11.2018
«Они видят душой …»

подробнее...

01.11.2018
«Славные традиции нашему поколению».

подробнее...

29.10.2018
Состоялся концерт «Вместе весело…»

подробнее...

15.10.2018
«Цирк... Это всегда здорово»

подробнее...

05.10.2018
«Золотые» сердца педагогов детского дома

подробнее...

Что нужно знать, прежде чем взять/пригласить ребёнка из детского дома в свою семью.

Типичные проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

Перевозбуждение. Жизнь в детском доме размеренна и предсказуема. Дни редко отличаются друг от друга. Дети встают каждое утро в одно и то же время, в одно и то же время едят и ложатся спать. И вот когда рутина и постоянство сменяется новыми звуками, запахами, впечатлениями, для органов чувств это может стать серьезной перегрузкой. Поэтому правильным будет узнать у воспитателей расписание их жизни в сиротском учреждении и регулировать время принятия пищи, сна и отдыха.

Эффект «рога изобилия». Представьте себе, каково это - из детдомовских стен, где «все общее» и «ничего своего нет», попасть в атмосферу жизни семьи, где у каждого есть свои вещи, и можно брать из холодильника еду в любое время. Если вы в первый день, как гостеприимный хозяин, дадите вашему гостю понять, что можно делать и брать все, что хочется в любое время, то он это будет делать всегда. И хотя поначалу это будет доставлять вам удовольствие, вы рискуете в скором времени вскипеть от возмущения, потому что ребенок просит все больше и больше. Поначалу дети переедают, поэтому стоит установить некоторые ограничения, чтобы им не стало плохо. Можно поставить на стол вазу с фруктами и разрешить есть. Но предупредить, что когда эти закончатся, новых не будет. Иногда, дети пытаются выпросить себе понравившиеся вещи. Но тут опять-таки есть риск того, что ребенок на чем-то одном не остановиться. Все дети испытывают границы вседозволенности, это их сущность. Говоря «нет» вы, возможно, будете себя не очень уютно чувствовать, но такова «профессия» родителя!

Переоценка своих сил. Детдомовцу свойственно недооценивать окружающие опасности, не выказывая чувствительности к боли и иногда вести себя как чертенку. Для этих детей нормально – заявлять, что им ничего не стоит сделать что-либо, в то время как они понятия не имеют о том, как это делается (например, кататься на велосипеде, плавать в бассейне). Следите, что бы они не попали в опасные места. Детдомовец может обладать низкой чувствительностью к боли. Поэтому, если ребенок упал и не плачет, это не значит, что ему не больно, приглядитесь к нему.

Личная гигиена. Многие дети сиротских учреждений не любят мыться и поддерживать чистоту своего тела, поэтому за этим процессом необходимо следить, также как и за процедурой смены одежды.

Отход ко сну. В сиротских учреждениях дети идут спать точно по расписанию, без сказок и длительных уговоров. Однако для многих заснуть в непривычных условиях – целая проблема. Многие дети – сироты никогда не спали одни в комнате, поэтому, если у вас есть дети того же пола, что и принимаемый ребенок, лучше положить их в одной комнате. У некоторых детей бывают ночные кошмары, поэтому не пугайтесь, если услышите ночью вскрикивания. Разбудите ребенка, успокойте его. Отдельной проблемой является энурез. Если вам заранее известно, что у ребенка ночное недержание мочи, положите под простыню клеенку. И постарайтесь, чтобы никто, кроме вас и ребенка, не знал об этой проблеме, ибо дети этого очень стыдятся.

Как обращаться друг к другу. Спросите у ребенка, есть ли у него уменьшительно–ласкательное имя, которое ему нравится. Как он хочет, чтобы его называли, и как – не хочет. Чтобы не создавать ребенку затруднений вопросом – как же он должен называть вас и других членов семьи, сами предложите ему варианты.

Ложь, обман. Обманывают не только приемные дети, с этой проблемой сталкиваются почти все родители. Даже взрослые часто лгут своим близким, чего уж говорить о детях! Причина – избегание наказания или желание выглядеть лучше в глазах значимого человека.
Часто ребенок в момент совершения плохого поступка знает, что поступает нехорошо, но не может контролировать свое поведение, и тому может быть масса причин. Если видите, что ребенок вас обманывает, помогите ему сознаться, а потом вместе подумайте, как исправить ситуацию. Желательно, чтобы ребенок сам мог выбрать путь решения проблемы. Дети лгут потому что бояться, что родитель, узная о проступке, перестанет его любить. Когда будете проводить с ребенком «разбор полетов», не забудьте сказать, что в любом случае, ваше отношение к нему не измениться, а вот ложь – действительно огорчает вас. У ребенка должно воспитываться чувство ответственности, но просто наказанием этого не добиться, поэтому вместо того, чтобы ругать самого ребенка, критикуйте его неправильные поступки и вместе с ним исправляйте их.

Бранные слова.  У ребенка из детского дома, как правило, большой запас ругательств, гораздо больший, чем слов, обозначающих позитивное отношение к миру. Ваша задача донести до ребенка, что в вашей семье эти слова не используют, что такие слова показатели незрелости, «невзрослости». НЕ ругайте ребенка за бранные слова, старайтесь вообще не фиксировать на этом внимание, не употребляйте сами бранные слова и ругательства в присутствие ребенка и учите его выражать свои эмоции при помощи нормальных слов, так как чаще всего у ребенка просто не хватает словарного запаса, чтобы выразить чувства.

Воровство.  Как и в случае с обманом, воровство встречается и у домашних детей из вполне благополучных семей. У маленьких детей еще нет критичности к своему поведению, они еще не успели понять что чужое – брать нельзя. У детей же из детских домов понятия «свое» и «чужое» вообще сформировано плохо – там все общее. Поэтому воровство приемного ребенка вообще не стоит рассматривать как проявление его подлости, неблагодарности и плохой генетики. Часто ребенок лишенный материнской любви, пытается компенсировать её с помощь краж, поэтому, как правило, такие дети воруют что-то именно у самых близких людей.
Не провоцируйте ребенка, не оставляйте на виду и в карманах деньги и драгоценности, не говорите ребенку где их храните. Возможно по достижению определенного возраста, вам стоит выделять ребенку еженедельно некоторую сумму на карманные расходы. Подарите ему кошелек или копилку, вместе обсудите, на что можно тратить деньги или копить их.

Сексуализированное поведение.  Что делать, если ребенок занимается онанизмом, пытается прижаться к членам семьи половыми органами? Прежде всего – не ругать и понять причину! Узнайте историю его жизни, скорее всего ребенок пережил сексуальное насилие, и у него закрепилось представление – чтобы тебя любили, нужно заплатить за это своим телом. Желая побыстрее быть принятым в семью, ребенок действует так, как привык. Попав в новую для себя ситуацию, ребенок испытывает стресс, и, чтобы снять напряжение, дети могут раскачиваться как маятники или заниматься онанизмом (потребность в стереотипных, ритмических движениях является особенностью депривированных детей). Массаж, теплая ванна, мягкая пижама – все это способствует насыщению потребности ребенка в телесных контактах, снижению уровня тревожности. Нужно объяснить ребенку, что в вашей семье хорошее отношение друг к другу выражается при помощи слов, подарков и безвоздмездной помощи.
Ребенку, пережившему сексуальное насилие, будет комфортнее в бездетной семье, либо в семье, имеющей детей одного пола с принимаемым ребенком.  Для девочки, пережившей насилие, лучшим патронатным воспитателем будет одинокая женщина.

Плохо себя ведет.  Ребенок громко разговаривает, перебивая взрослых, кричит, бросает игрушки, падает на пол. Чаще всего, такое поведение уже свидетельствует о том, что вы стали для ребёнка «своим», он вас принял. Скорее всего, он хочет привлечь ваше внимание, или просто вы отказываетесь выполнять его требования (всевозможные «купи», «хочу» и пр.). В таком случае, его нужно оставить без публики. Выйдите из комнаты, объявив «тайм - аут». Игнорируйте нежелательное поведение. За невыполнение правил и нарушение запретов следует применять наказания, но не забывайте поощрять ребенка за хорошее, желательное поведение.
И наказание, и поощрение должны быть значимы для ребенка. Лучше всего, если ребенок сам «изберет» для себя санкции. Дети подчас бывают очень справедливы в выборе подходящего наказания, чувствуя доверие, которое им оказали взрослые. Приемлемыми формами наказания могут стать запреты, лишения ребенка удовольствий, игнорирование, отсутствие улыбки. Ни в коем случае наказание не должно касаться еды, физическое наказание запрещено.
Шире применяйте поощрение, чем наказание, причем, чем разнообразнее и неожиданнее поощрение, тем оно действеннее. Если нужное поведение поощрять, а не нужное – игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем когда используется метод «кнута и пряника».

 

 

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1)     Наберитесь терпения. Не ждите, что ребенок сразу сможет привязаться и полюбить вас.

2)        Не ждите благодарности. Дети ничего вам не должны.

3)        Если ребёнок вспоминает о своем тяжелом прошлом, не останавливайте его, дайте ему выговориться.

4)        Не говорите плохо о родителях ребенка. Это непосредственно влияет на его отношение к себе и к вам.

5)         Старайтесь быть последовательным в своих требованиях. 
Ребенок нуждается в твердом, уверенном взрослом. Не будьте излишне демократичны.

6)        Направляете и ненавязчиво контролируйте ребёнка, не ждите от него самостоятельности. Он к ней не привык.

7)        Говорите ребёнку, как нужно поступать, а не как нельзя. Не ругайте ребенка за неправильные действия. Расскажите о правильных.

8)       Не сваливайте все на плохую генетику. Многие поведенческие проблемы не связаны с наследственностью.

9)    Не читайте Спока и Монтессори. Это не ваш случай. Советуйтесь со специалистами.

 

 

При подготовке материала использованы материалы сайта http://patronatfamily.narod.ru и материал из книги В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей - сирот»

 

Полезные психологические сайты:                        

psychosfera.kz/

http://www.psyhology.kz/

http://azps.ru/

http://link.superidea.ru/?c=14

http://psihe.ru/news.php

http://psychology.net.ru/top/?cat_id=1&g=4

http://www.doktor.ru/ phone/

http://www.khv.ru/forums/inilex.cfm.

http://www.gestalt.kz/

http://upsihologa.com.ua/

http://psyfactor.org/partners.htm

http://flogiston.ru/reviews/sites

http://www.psylist.net/

http://www.popsy.ru/psychology_face/

http://vch.narod.ru/

http://tvoypsiholog.ru/dir/psikhologicheskie_sajty/1

http://psi.webzone.ru/links.htm

http://your-psy.kz/

http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1272000

http://www.psychologos.ru/Психологос

http://www.ht.ru/cms/

http://www.psynavigator.ru/

http://www.psynavigator.ru/

http://www.koob.ru/practic_psychology

http://psyche.biznet.ru/index.php

http://aboutyourself.ru/

http://psy-consultant.ucoz.kz/

http://www.psy.msu.ru/links/

http://psychologiya.com.ua/ssylki.html

http://tests.pp.ru/

http://www.psytalk.ru/index.php?option=com_bookmarks&Itemid=90&mode=0&catid=17&navstart=0&search=*

http://zhabrackayasch6.ucoz.kz/

 

Министерство образования Республики Беларусь   Официальный портал Минского городского исполнительного комитета, minsk.gov.by Управление образования

    

Регистрационный номер:1141505807 от 26.11.2015 г.

© 2011 — 2013 ГУО "Детский дом № 5 г. Минска"
CMS "Web.Perspective" | Хостинг EDU.BY

Адрес: г. Минск, ул. Одинцова, 4
Телефон/факс: +375(17) 365-54-94
Электронная почта: dom5@minsk.edu.by